Страничка школьного психолога

 

Педагогом- психологом в МКОУ "СОШ №5 г.Усть-Джегуты", с января 2017 года, является Хубиева Люаза Хусеевна.

Цель работы психологической службы школы: оптимизация образовательной среды с целью создания условий для развития личности обучающихся.

Зачем в школе нужен психолог?

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целямпсихологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

1. Трудности в учёбе 

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют немалых усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Тренинг

Области применения

Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.



Общее описание

На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным; 
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ; 
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ;
  • и, наконец, сможете стать психологически более сильным.

Необходимость введения в учебную программу довузовской подготовки курса «Психологическая подготовка к ЕГЭ» связана с тем, что экзамен в форме тестирования в нестандартных условиях является фактором, затрудняющим успешную демонстрацию своих знаний. Следствием этого может явиться то, что при достаточной академической подготовленности выпускников, не все могут в достаточной степени реализовать свой учебный потенциал.

Анализ современной образовательной практики показывает, что в настоящий момент существует своего рода методический разрыв между сложившейся системой обучения и ЕГЭ как методом оценки ее эффективности. Таким образом, возникает противоречие между особенностями образовательной программы, формирующей определенные знания, умения и навыки, и тем, какие знания требуются для сдачи единого государственного экзамена. Следствием этого является восприятие новой формы экзамена как чужеродного феномена, предоставление о том, что он препятствует развитию ребенка, а также превращению подготовки к ЕГЭ в натаскивание. Вместе с тем, психологической стороне подготовки к ЕГЭ фактически не уделяется внимание. Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ:

  1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к ЕГЭ. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
  2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения ЕГЭ (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ.
  3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Исходя из вышесказанного, основной целью образовательной программы «Психологическая подготовка к ЕГЭ» является: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ЕГЭ.

 

Задачи:

 

  1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ;
  2. Развитие установки на успешную сдачу ЕГЭ;
  3. Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче ЕГЭ;
  4. Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными трудностями, мешающими подготовке и сдаче ЕГЭ;
  5. Формирование конструктивной стратегии деятельности на ЕГЭ.  

Основные формы занятий: тренинговые (интерактивные) занятия, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии.

Тематический план занятий

I занятие

  1. Вступление: Экзамен как психологическая нагрузка.
  2. Практикум: Обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния. 
    Перерыв
  3. Социально-психологический тренинг: Моя ответственность на экзамене.
  4. Дискуссия: Индивидуальный способ деятельности. 
    Перерыв
  5. Интерактивное упражнение: Проигрывание процедуры ЕГЭ.
  6. Социально-психологический тренинг: «Выбор наиболее оптимального темпа подготовки к ЕГЭ.

II занятие

  1. Практикум: Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период.
  2. Социально-психологический тренинг: Совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик-учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”; 
    Перерыв
  3. Аутотренинг: Как справиться со стрессом на экзамене.
  4. Социально-психологический тренинг: Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период. 
    Перерыв
  5. Деловая игра: Стратегия поддержки учащихся группы риска: 
    - Тревожные дети; 
    - Инфантильные дети; 
    - Неуверенные дети; 
    - Перфекционисты и «отличники»; 
    - Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

 

 

Февраль 2017 года.

Рекомендации родителям пo воспитанию детей

 

  • Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  • Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
  • Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
  • Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.
  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
  • Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
  • Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
  • Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.


Апрель 2017 года

Тревожные дети

 

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

 

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

 

Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)

 

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.  

 

Май 2017 года

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

 

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Экзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?

Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться. 
Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. 
Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого абитуриента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании

Рекомендации  психолога по подготовке к вступительным экзаменам.
Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:

  • убрать лишние вещи,
  • удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.

В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. 
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы - "сова" или "жаворонок", максимально загрузить первую или вторую половину дня. 
Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться. 
Хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится. 
Обязательно следует чередовать работу и отдых - 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).

  • Накануне экзамена, в последний день оставьте время для повторения.
  • Перед сном совершите прогулку, выспитесь.
  • Утром, перед экзаменом не вредно просто полистать учебник.

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох. 
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу. 
Ни пуха, ни пера!

Как вести себя на экзамене.
Экзамен - это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене - это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.

Итак, очередная порция советов.
1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу - пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.
3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая "воду" вы рискуете утонуть или "поплыть"... Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.
5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.
6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок "одним глазком" заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы "одним глазком" заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки - чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
5. Думайте только о текущем задании!
6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!

 

 

Июнь 2017 года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»

«Быть готовым к школе – значит не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Л. А. Венгер.

Скоро в школу... Через год ваш ребёнок переступит её порог.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Начало длительного учебного процесса, а именно поход в первый класс важное событие в жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно. Именно с данного момента начинается формирование ребёнка как социальной активной личности, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается дружба, симпатии, и конечно же, первая любовь. Очень важно поддержать ребёнка в его начинаниях и победах, а так же проанализировать вместе с ним неудачи.

Для того что бы сделать это без ущерба для психологического и эмоционального здоровья школьника необходимо выполнять следующие рекомендации:

Советы родителям будущих первоклассников:

  • слушайте рассказы ребёнка, задавайте вопросы и всячески демонстрируйте интерес к тому, как прошёл его день;

  • демонстрируйте уважительное отношение к школе, это облегчит процесс адаптации ребёнка;

  • оставайтесь спокойными и уравновешенными в вопросах подготовки к школе. Таким образом, Вы подадите пример школьнику, и он не будет чувствовать страха и тревог, сталкиваясь с непредвиденными ситуациями;

  • хвалите ребёнка за его маленькие победы, и не ругайте за неудачи. Попробуйте вместе проанализировать почему ситуация сложилась так, а не иначе, и как необходимо поступить в таком случае. Взамен на своё внимание Вы получите полное доверие со стороны ребёнка. Он будет считать Вас не просто родителями, которых безумно любит, а и друзьями, которые обязательно помогут в трудной ситуации.

  • избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребёнок пока ещё только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нём ненужную неуверенность в себе.

  • предоставьте ребёнку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребёнок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребёнка сформируется убеждение, что он ничего не может.

  • помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.




Мотивация. На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!». 
Для вашего дошколёнка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и даже мечтаний.

Как же узнать чего ребёнок ждёт от учёбы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование? 
Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребёнком.

  • Расскажите о своей школьной жизни и о своём первом классе поделитесь с ребёнком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей. Настраивайте ребёнка на успех в учёбе, не пугайте неудачами. Приводите положительные примеры и хвалите ребёнка. Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребёнку, безусловно не раскроют все тайны вселенной.



Внимание и память. Успехи и неудачи в учёбе во многом зависят от развития памяти и внимания ребёнка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идёт о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребёнок заниматься своим развитием в этом возрасте ещё не в состоянии. 
Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребёнком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Развитие мелких мышц руки:

  • работа с конструкторами разного типа;

  • работа с ножницами, пластилином;

  • рисование в альбомах (карандашами, красками).

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Уважаемые родители, помните, что первый класс это основная ступенька развития Вашего ребёнка в социуме. От того как с Вашей помощью он сможет адаптироваться в новом коллективе, зависит как пройдут его школьные годы, а это не малая часть жизни любого человека.

Хотите узнать, готов ли ваш ребёнок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

 

Сентябрь 2017 года

В сентябре была проведена анкета для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?". В анкете приняли участие родители 1 "А" и 1 "Б" кл. МКОУ "СОШ №5 г. Усть-Джегуты".

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребёнок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребёнок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребёнок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребёнок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребёнок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.


 

Октябрь 2017 г.

Участие в совещании педагогов-психологов Усть-Джегутинского района.

 

 

Работа педагога-психолога с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

 

              13 ноября, педагог-психолог провела работу с Чомаевым Динисламом, учеником 7 класса, находящимся на индивидуальном обучении, который посещает школу. Была проведена анкета "Первое знакомство с семьей ученика", в ходе которой ученик рассказал о членах своей семьи, о своих увлечениях, обязанностях по дому и т.д. Также проведена методика "Определение типа мышления", тест а "Корректурная проба" (оценка устойчивости внимания), анкета социальной адаптации, опросник Басса-Дарки (агрессивные проявления). Динислам спокойно и рассудительно отвечал на вопросы и участвовал в работе.

  

 

Неделя психологии

 


С 15.01.2018  в МКОУ "СОШ №5 г. Усть-Джегуты" началась неделя психологии. 


     Наш мир современного общества
постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые
методы и формы работы. В соответствии с требованиями жизни совершенствуются и
психологическая служба.

Такая форма психологической работы, как
Неделя психологии, является новой для психологической службы в школе.

Основные рабочие принципы Недели
психологии следующие:

• неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически
очерченные начало и конец, основную идею и девиз;

• каждый день должен плавно перетекать в следу­ющий;

• необходимо использовать такие виды работы, кото­рые делали бы каждый день
неповторимым;

• мероприятия недели не должны (по возможности) ме­шать учебному процессу, или,
по крайней мере, это вме­шательство необходимо сделать минимальным и строго
оговоренным с педагогами и администрацией школы.

Цель: оказание психолого-педагогической
поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за
счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок,
культурных значений.

Задачи:

Развивающие задачи

• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности
учащихся.

• Развитие рефлексии.

• Развитие мотивационной сферы.

• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и
педагогов.

• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи

• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации,
разреше­нию конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические
задачи

• Формирование общего настроения оптимистической то­нальности в школе, настрой на
«психологическую волну».

• Стимулирование интереса к психологическим знани­ям и к деятельности школьного
психолога.

• Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных
переживаниях.

 

По всей школе развешиваются афоризмы. В
холлах на этажах размещается информация об акциях и мероприятиях, оформляются
стенды для педагогов, родителей и учащихся. Информацию необходимо менять
ежедневно.

Одним из видов работы являются
психологические акции. Собственно, это не игра, это — игровая среда, ко­торая
на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не
мешает разворачивать­ся другим видам деятельности детей и взрослых, но име­ет
некоторое собственное содержание, правила, намечен­ный результат.

Основная цель таких акций — расширение
жизненно­го пространства участников за счет внесения в их жизнь новых
дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное
подтверждение афориз­ма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции —
ненавязчивость и не­обычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем,
кто не хочет ее замечать, окрашивает в но­вые яркие краски жизнь тех, кто готов
в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доми­нирующее
эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней
люди — близкими и интересными собеседниками.

 

15.01.18г. Открытие недели психологии

 

 Акция "Радуга настроения". Участниками этой Акции стали учителя нашей школы. Эта Акция позволит проследить настроение наших работников в течение всей недели.  В Акции "Радуга настроения" принимают участие с большим удовольствием!

16.01.2018г. 

Всю неделю будет проходить Акция "Забор пожеланий". Плакаты развешаны в фойе школы, учащиеся 5-11-х классов могут заполнять плакаты в течение всей недели.  

 

Опросник САН  (самочувствие, активность, настроение)

 

Тест предназначен для
оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих
функциональных состояний и назван опросник). Опросник проводился с учащимися 8 класса.

Акция "Радуга настроения" (второй день)

17.01.2018г.

Педагогом-психологом проведена проективная диагностика "Человек под дождем"в 6-х классах

 

Акция "Радуга настроения" (3 день)

 

Проведен тренинг "Я в мире людей" с 4 "А" классом.

 

18.01.2018г. Выездной районный семинар психологов.

 

Педагогом - психологом МКОУ "СОШ №5 г. Усть-Джегуты", Хубиевой Л.Х.,  была проведена работа с 4 "А" классом МКОУ "СОШ ст. Красногорской"

 

19.01.2018г.    Закрытие недели психологии.


Тренинг "Я учусь владеть собой"в 7 классе.

 

 Игра - тренинг "Дружба" в 5 классе

 

Час общения - тренинг в 1 "Б" классе "Умение дружить"

 

 

Игра-тренинг  с учащимися 10-11 классов

 


 

Завершение Акций "Радуга настроения" и  "Забор пожеланий"

В течение всей недели учителя и учащиеся школы принимали активное участие в Акциях.

Большое им за это СПАСИБО!!!


 

Работа педагога-психолога с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

 

               26 февраля, педагог-психолог посетила на дому Богушевич Елизавету, ученицу 4"Б" класса, находящуюся на индивидуальном обучении. Была проведена анкета "Первое знакомство с семьей ученика", методика "Заучивание 10 слов" (Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания), методика "Корректурная проба" (Определение объема внимания). Девочка активно, с интересом работала, отвечала на вопросы и рассказывала о себе.

 

 

Районный Семинар-практикум для педагогов-психологов 

По плану Ассоциации психологов КЧР в Усть-Джегутинском районе прошел Семинар практических психологов на тему: "Преодоление психологических травм в образовательном процессе". На Семинар были приглашены члены Ассоциации психологов КЧР, работники Администрации Усть-Джегутинского муниципального района, также работники Управления Образования и представители районов КЧР - педагоги - психологи разных школ нашей республики. Семинар был подготовлен, организован и проведен педагогами-психологами образовательных учреждений Усть-Джегутинского муниципального района (на базе Лицея №1 г. Усть-Джегуты).  В рамках семинара проведен тренинг "Познай себя" и тренинг общения с элементами сказкотерапии для учащихся 8 класса. Открыла семинар докладом на тему "Психологические травмы а образовательном процессе" педагог-психолог МКОУ "СОШ №5 г. Усть-Джегуты" Хубиева Л.Х.

 

Работа педагога-психолога с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

 

              2 апреля, педагог-психолог посетила на дому Боташева Абдуллаха, ученика 3"Б" класса, находящегося на индивидуальном обучении. Была проведена анкета "Первое знакомство с семьей ученика", методика "Заучивание 10 слов" (Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания), методика "Корректурная проба" (Определение объема внимания). Абдуллах активно, с интересом отвечал на вопросы и рассказывал  о себе.